ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 18RS0002-01-2025-000845-62 |
Дата поступления | 18.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя → об оспаривании решений (действий/бездействия) судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительского действий и исполнительного сбора |
Судья | Владимирова Анна Анатольевна |
Дата рассмотрения | 18.03.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | Первомайский районный суд г. Ижевска |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 18.02.2025 | 10:43 | 18.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 18.02.2025 | 17:26 | 18.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 19.02.2025 | 18:03 | Административное исковое заявление принято к производству | 20.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 19.02.2025 | 18:04 | 20.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.02.2025 | 18:05 | 20.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 18.03.2025 | 13:30 | 301 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 20.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Администрация МО "Муниципальный округ Воткинский район УР" | 1828033293 | 1211800021718 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ГМУ ФССП РФ | 9703098444 | 1227700435270 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | СОСП по УР ГМСУ ФССП России | 1835062680 | 1041805001391 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | судебный пристав-исполнитель СОСП по УР ГМСУ ФССП России Конькова Ольга Анатольевна |
дело №2а-2096/2025 (публиковать)
УИД №18RS0002-01-2025-000845-62
Решение
Именем Российской Федерации
18 марта 2025 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при помощнике Кассихиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» к СОСП по УР ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, судебному приставу-исполнителю СОСП по УР ГМУ ФССП России Коньковой О.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Административный истец обратился в суд к СОСП по УР ГМУ ФССП России с вышеназванным иском, указывая, что на основании решением Воткинского районного суда УР от 17 августа 2023 года по делу № удовлетворен иск Воткинского межрайонного прокурора УР, в соответствии с которым на Администрацию МО «Муниципальный округ Воткинский район УР» возложена обязанность в срок до 31.03.2024г. обратиться в Управление Росреестра по УР с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: УР, Воткинский район, центр с.Кельчино, площадь водохранилища 12,28га.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Воткинского РОСП УФССП по УР от 20 июня 2024 года возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое было передано на исполнение в СОСП по УР ГМУ ФССП России, и ему присвоен №-ИП, в рамках которого было вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей от 20.08.2024г.
Считают, что исполнительский сбор взысканию не подлежит, поскольку в ходе мероприятий, направленных на исполнение указанного решения суда, Администрацией были получены сведения о том, что указанный объект недвижимости не является бесхозяйным.
Указанное в судебном решении гидротехническое сооружение в с.Кельчино является единственным на территории данного населенного пункта и на основании договора управления от 17.01.2022г. №2 находится в настоящее время в оперативном управлении ТО «Большекиварский» Администрации МО «Муниципальный округ воткинский район УР». При этом оно является собственностью данного муниципального образования, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности МО «Муниципальный округ Воткинский район УР» от 23.01.2025г. №8.
В связи с этим Администрация обратилась в Воткинский районный суд УР с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Со ссылкой на постановление Конституционного суда РФ № 13-П от 30 июля 2001 года, ст.401 ГК РФ, на ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», считают, что при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности суд вправе освободить их от исполнительского сбора. В связи с чем просят освободить их от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП по постановлению от 20 августа 2024 года.
Определением Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.02.2025г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГМУ ФССП России, судебный пристав-исполнитель СОСП по УР ГМУ ФССП России Конькова О.А.
В судебном заседании представитель административного истца Акулов В.А., действующий на основании доверенности на удовлетворении заявленных требований настоял. Пояснил, что Администрация не оспаривает законность постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку у него имелись предусмотренные законом основания для его вынесения. Учитывая, что Администрация является муниципальным казенным учреждением, финансируется из местного бюджета, то взыскание исполнительского сбора при наличии обстоятельств, дающих основание для уменьшения размера исполнительского сбора или для освобождения от его взыскания, нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств местного бюджета.
Кроме того, определением Воткинского районного суда УР от 06.03.2025г. исполнительное производство №-ИП прекращено. Основанием прекращения явилось невозможность исполнения судебного решения по объективным причинам, а именно в связи с тем, что данный объект не является бесхозяйным. В настоящее время указанный объект недвижимости зарегистрирован в установленном порядке на праве собственности муниципального образования, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.02.2025г.
Дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков, уведомленных о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также – Закон об исполнительном производстве) установлено, что постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ст. 4 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство осуществляется на принципах:1) законности;2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;3) уважения чести и достоинства гражданина;4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу п.1 ст.105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 ст.105, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1-3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
С учетом положений вышеуказанных норм, правовая природа исполнительского сбора носит штрафной характер, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 марта 2018 года №749-О положения пунктов 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве не предполагают их произвольного применения судебным приставом-исполнителем, обязывают его во всех случаях вынести постановление о взыскании исполнительского сбора при наступлении указанных в них обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Получение должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего предложение о добровольном исполнении исполнительного документа в установленный срок и разъяснение о последствиях нарушения этого срока, неисполнение требований исполнительного документа в этот срок, а также непредставление должником по исполнительному производству доказательств наличия непреодолимой силы, препятствующей исполнению, позволяют констатировать правомерность принятия постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем, на которого обязанность установления степени вины должника в неисполнении решения суда в срок для добровольного исполнения, федеральным законодателем не возложена, соответствующее полномочие ему не предоставлено.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Материалами дела установлено.
Вступившим в законную силу решением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2023 года по гражданскому делу № по заявлению Воткинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц на муниципальное образование «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» возложена обязанность в срок до 31 марта 2024 года обратиться в Управление Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта- гидротехнического сооружения по адресу: УР, Воткинский район, центр с.Кельчино, площадь водохранилища 12,28га.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Воткинского РОСП по Удмуртской Республике от 20 июня 2024 года в отношении административного истца возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, в том числе направленного адресату в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановление получено 09 августа 2024 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Удмуртской Республике от 28 июня 2024 года, вышеуказанное исполнительное производство принято к своему производству, ему присвоен №-ИП.
Согласно постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Удмуртской Республике от 20 августа 2024 года, в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. с установлением нового срока - до 27 сентября 2024 года.
При таком положении вещей, суд приходит к выводу о том, что решение суда на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с административного истца исполнено не было.
При таких данных, анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что должник был осведомлен о возбуждении в отношении него исполнительного производства, требования исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения не исполнены, судебным приставом соблюден порядок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, оспариваемое постановление вынесено по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Административный истец просит освободить его от исполнительского сбора в связи с тем, что Администрация является муниципальным казенным учреждением, финансируется из местного бюджета, то взыскание исполнительского сбора при наличии обстоятельств, дающих основание для уменьшения размера исполнительского сбора или для освобождения от его взыскания, нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств местного бюджета.
Кроме того, определением Воткинского районного суда УР от 06.03.2025г. исполнительное производство №-ИП прекращено. Основанием прекращения явилось невозможность исполнения судебного решения по объективным причинам, а именно в связи с тем, что данный объект не является бесхозяйным. В настоящее время указанный объект недвижимости зарегистрирован в установленном порядке на праве собственности муниципального образования, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.02.2025г.
Действительно, определением Воткинского районного суда УР от 06.03.2025г. исполнительное производство №-ИП прекращено. Основанием прекращения явилось невозможность исполнения судебного решения по объективным причинам, а именно в связи с тем, что данный объект не является бесхозяйным. В настоящее время указанный объект недвижимости зарегистрирован в установленном порядке на праве собственности муниципального образования, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.02.2025г.
Однако законом не предусмотрены такие основания для освобождения от исполнительского сбора, на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора решение суда вступило в законную силу и являлось необходимым для исполнения, определение о прекращении исполнительного производства вынесено лишь 06.03.2025г.
Вместе с тем, с учетом положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", с учетом доводов истца и представленных им доказательств об уменьшении размера исполнительского сбора, суд вправе при рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты исполнительского сбора, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств разрешить вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора при наличии к тому оснований.
Так, в силу пунктов 74, 75, 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Так решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» № от 22 декабря 2022 года «О бюджете муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» утверждены основные характеристики бюджета на 2023 год и на плановый 2024 и 2025 год с дефицитом бюджета на 22 000,0 тыс. рублей.
Согласно выписки из ЕГРН от 11.02.2025г. гидротехнической сооружение, указанное в решении суда зарегистрировано за МО «Муниципальный округ Воткинский район УР».
При таком положении вещей, с учетом того, что административным истцом проводились мероприятия, направленные на исполнение решения суда, и поскольку суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, суд полагает необходимым, при отсутствии установленных законом оснований для освобождения от ответственности за нарушение обязательства, уменьшить исполнительский сбор.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.
Суд полагает, что действия должника, направленные на исполнение исполнительного документа, совершенные как до, так и по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, могут рассматриваться в качестве основания для уменьшения размера исполнительского сбора.
При этом размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В связи с тяжелым материальным положением истца, а именно дефицитом бюджета, что подтверждается вышеуказанным решением совета депутатов МО «Муниципальный округ Воткинский район УР», суд приходит к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по УР на одну четвертую часть подлежащей взысканию суммы, то есть до 37 500 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» к СОСП по УР ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, судебному приставу-исполнителю СОСП по УР ГМУ ФССП России Коньковой О.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора - отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Администрации Муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021718) по постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по УР ГМУ ФССП России Коньковой О.А. от 20 августа 2024 г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП на ?, то есть до 37 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд УР.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 апреля 2025г.
Судья: А.А. Владимирова
